Публикации в научно-методическом журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа»

2021/2022 учебный год

Нормативные правовые документы и инструктивнометодические материалы, регулирующие деятельность I ступени общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году». – 2021, № 8.

Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізацуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі. – 2020, № 9.

Образовательный стандарт начального образования. – 2019, № 2.

Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования. – 2018, № 1.

Учебные программы:

Навучанне грамаце. I клас. – 2021, № 4.

Программы факультативных занятий:

У краіне знаёмых незнаёмцаў. III–IV класы. – 2019, № 1. Будущее начинается сегодня. III (IV) класс. – 2020, № 7.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Введение в школьную жизнь

Францевич И.П. Аспекты готовности ребенка к обучению в I классе. – 2020, № 8.

Тихончук Т.А. Здоровье первоклассников в режиме дня. – 2021, № 8.

Обучение грамоте

Тиринова О.И. Образцы написания элементов, букв и их соединений по новым прописям (I класс). Демонстрационный материал. – 2018, № 5–12; 2019, № 1–4 (цветная вклейка).

Кунцевич А.С. Использование логопедических пятиминуток на уроках обучения грамоте в I классе. – 2019, № 9 (приложение «Школа педагогического мастерства»).

Косякова Н.В. Обучение письму. I класс. Строчная буква п. – 2019, № 9.

Навучанне грамаце

Свірыдзенка В.І, Цірынава В.І. Навучанне грамаце. I клас. Навучанне чытанню. Навучанне пісьму. – 2021, № 4–6, 8–12; 2022, № 1–4.

Тиринова О.И., Свириденко О.И. Весёлые буквы. Дидактический материал к урокам «Обучение грамоте», «Навучанне грамаце». – 2020, 2021, № 1–12.

Беларуская азбука: цикл анимационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм». – 2017–2021.

Якімовіч А. Вучым азбуку. – 2020, № 12 (ШПМ).

Математика

Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В., Копылова С.А. Новый УМК по математике для I класса (2019 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2019, № 7–12; 2020, № 1–4.

Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В. Новый УМК по математике для II класса (2020 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2020, № 8–12; 2021, № 1–3.

Урбан М.А., Муравьева Г.Л., Гадзаова С.В. Новый УМК по математике для III класса (2021 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2021, № 8–12; 2022, № 1–4.

Урбан М.А., Брановец Т.В. Уравнения и неравенства с переменной в содержании начального математического образования. – 2019, № 4.

Головач Е.В. Математика. I класс. Число и цифра 9. – 2020, № 11.

Орлова Е.В. Математика. I класс. Закрепление. Решение задач изученных видов. – 2020, № 11.

Косякова Н.В. Математика. II класс. Периметр прямоугольника (квадрата). – 2021, № 2.

Валуева И.Н. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 4 с переходом через десяток. – 2021, № 7.

Побудей Л.А. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 5 с переходом через десяток. – 2021, № 7.

Иванюшина С.А. Математика. II класс. Табличное сложение и вычитание с числом 5 с переходом через десяток. – 2021, № 7.

Бугайчук Т.А. Математика. III класс. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий умножения и деления. – 2020, № 12.

Домаш В.М. Матэматыка. III клас. Пісьмовае множанне з пераходам праз разрад двухзначных і трохзначных лікаў на адназначны лік. – 2021, № 3.

Лизунова Н.А. Математика. III класс. Простые задачи на увеличение числа в несколько раз. – 2021, № 7.

Беларуская мова

Свірыдзенка В.І. Беларуская мова. II клас (для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання). Новы вучэбны дапаможнік (2020 г.). Урокі па новай вучэбнай праграме. – 2020, № 8–12; 2021, № 2021, № 1–4, 9.

Мурашка Н.У., Шылава А.С. Тэхналогія навучання ў супрацоўніцтве на ўроках беларускай мовы ў I класе як сродак фармiравання маўленча-камунікатыўнай кампетэнцыi малодшых школьнiкаў (2020, № 9). Выкарыстанне інтэнсіўных адукацыйных тэхналогій пры вывучэннi скарагаворак на ўроках беларускай мовы ў I класе (2021, № 8).

Арыновіч А.А. Праца па засваенні слоўнікавых слоў: актывізуем зацікаўленасць вучняў. – 2021, № 1.

Меша С.Л., Судакова В.Г. Выкарыстанне камп’ютарнай гульні на ўроках беларускай мовы ў пачатковых класах. – 2021, № 2.

Кавалеўская Н.І. Практыкаванні са слоўнікавымі словамі (для школ з рускай мовай навучання). – 2021, № 4.

Валуева І.М. Беларуская мова. III класс. Тэма тэксту. – 2021, № 7.

Копыл А.Л. Беларуская мова. IV класс. Тэкст-разважанне. – 2021, № 7.

Якімовіч А. Вывучаем буларускі правапіс. IV клас. Дзеяслоў. – 2021, № 6 (ШПМ).

Русский язык

Антипова М.Б. Русский язык. II класс (для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения). Новый УМК (2020 г.). Методические рекомендации к урокам. – 2020, № 8–12; 2021, № 1–3.

Тиринова О.И. Каллиграфическое письмо. II–IV классы. Образцы написания букв русск. и бел. алфавита, соединений букв (разлиновка в широкую линейку). Демонстрационный материал. – 2019, № 5–12; 2020, № 1–12; 2021, № 1–8 (цветная вклейка).

Тиринова О.И. Интерактивная демонстрация написания букв русского и белорусского алфавитов для II–IV классов (письмо в широкую линейку тетради) – 2019, № 5–12; 2020; 2021 (электронное приложение).

Голованова И.Б. Словарные диктанты на каждый урок. – 2018. – № 12.

Носикова Н.А. Уроки развития речи с мультимедийной поддержкой. – 2020, № 1–2.

Губарь Н.А., Сташелевская В.Э. Русский язык. III класс. Непроизносимые согласные в корне слова. – 2020, № 11.

Тетерук Н.И. Русский язык. III класс. Фразеологизмы. – 2020, № 11.

Беляк Н.А. Русский язык. III класс. Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки. – 2020, № 12.

Бугайчук Т.А. Русский язык. III класс. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. – 2021, № 12.

Авсюк Л.А. Русский язык. III класс. Второстепенные члены предложения. – 2021, № 7.

Литературное чтение

Стремок И.М., Куцанова Т.С., Воропаева В.С. Литературное чтение. IV класс. Уроки по новому учебному пособию. – 2020, № 6, 8–12; 2021, № 1–4.

Ковалевич С.В. Литературное чтение. III класс. Обобщающий урок по разделу «Красива птица пером, а человек – делом». – 2020, № 4.

Трацевская Е.В., Тишалович С.И. Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературного чтения в III классе. – 2020, № 4.

Сягло И.В. Литературное чтение. II класс. Е. Чарушин «Страшный рассказ». – 2021, № 4.

Иванова И.В. Литературное чтение. II класс. Два жадных медвежонка. – 2021, № 7.

Побудей Л.А. Литературное чтение. III класс. Лиса и журавль. – 2021, № 7. Копыл Е.Л. Литературное чтение. IV класс. Былина «Вольга и Микула». – 2021, № 7. Корсикова С.В. По страницам сказок Х.К. Андерсена. Урок внеклассного чтения. IV класс. – 2021, № 4.

Лазарева О.Ю., Фролова Т.В. С Незнайкой в ХХІ век. Путешествие по страницам книг Н. Носова. – 2021, № 6.

Помяловская Н.Л. Проверочные тесты по внеклассному чтению. – 2021, № 3.

Літаратурнае чытанне

Жуковіч М.В. Літаратурнае чытанне. IV клас. Новы вучэбны дапаможнік. Метадычныя каментарыі да ўрокаў. – 2018, № 7–12; 2019, № 1–4.

Жуковіч М.В. Пазакласнае чытанне. II–IV класы. – 2019, № 8–12; 2020, № 1–4.p

Кучык А.А. Літаратурнае чытанне. III клас. Беларуская народная казка «Лёгкі хлеб». Прыказкі пра адносіны да працы. – 2020, № 2.

Васілеўская А.С., Яскевіч К.М. «Чытанка для ласункаў». Урок пазакласнага чытання ў IV класе. – 2020, № 11.

Санюк А.М. Любі, шануй і ведай беларускую казку. Літаратурная гульня для III–IV класаў. – 2021, № 1.

Мурашка Н.У., Шылава А.С. Тэхналогія навучання ў супрацоўніцтве як сродак фармiравання маўленча-камунікатыўнай кампетэнцыi малодшых школьнiкаў: урокі літаратурнага чытання ў II класе. – 2021, № 4.

Человек и мир

Цитович И.Н. Человек и мир. I класс. Изменения в жизни домашних животных весной. Труд людей весной. – 2020, № 2.

Жук М.И. Человек и мир. II класс. Птицы. – 2020, № 1.

Лизунова Н.А. Человек и мир. II класс. Вода и её свойства. – 2021, № 7.

Авсюк Л.А. Человек и мир. II класс. Вода и её свойства. – 2021, № 7.

Захар А.Т. Человек и мир. III класс. Забота о своём здоровье. – 2020, № 3.

Иванова И.В. Человек и мир. III класс. Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам. – 2021, № 7.

Иванюшина С.А. Человек и мир. III класс. Ориентирование по компасу. – 2021, № 7.

Марысаева М.І. Мая Радзіма – Беларусь. IV клас. Усяслаў Чарадзей. – 2020, № 10.

Русак І.П. Мая Радзіма – Беларусь. IV клас. Урокі па новаму вучэбнаму дапаможніку. – 2019, № 1–4, 7–9, 11, 12; 2020, № 1–4.

Музыка

Ковалив В.В. Музыка. I–II классы. Ноты для голоса в сопровождении фортепиано; фонограммы «плюс» и «минус»; методические рекомендации по разучиванию песен: «Гусанькі», «Мама моя милая» (2019, № 9); «Начавала ночка», «Ёлка-вясёлка» (2019, № 10); «Песня о дирижёре» (2019, № 12); «Вясенняя раніца» (2020, № 3), «Песенка о гномиках» (2020, № 5), «Где живёт музыка» (2020, № 6), «Первоклассник» (2020, № 8).

Ковалив В.В., Никитенко С.М. Элементарное музицирование: творчество и самовыражение. – 2020, № 6.

Ковалив В.В. Методические рекомендации по проведению уроков музыки II во классе. – 2020, № 9 (электронное приложение).

Трудовое обучение

Зенченко С.Б. Трудовое обучение. IV класс. Художественное вырезание из бумаги. Вытинанка «Дерево жизни». – 2020, № 2.

Факультативные занятия

Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. I класс. Факультативные занятия. Почитание родителей. Сергий Радонежский – любящий сын, почитающий своих родителей. – 2021, № 5.

Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. II класс. Отношение к семье. Уклад православной семьи. – 2021, № 2.

Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. III класс. Факультативные занятия. Ты и твои родители. Человек в кругу семьи. – 2021, № 6.

Петрушенко С.А., Максюк О.В. Основы православной культуры. IV класс. Факультативные занятия. Православная семья. Святые Пётр и Феврония – образеци супружеской любви и верности. – 2021, № 6.

Попова Т.Е. Основы православной культуры. IV класс. Факультативные занятия. Рождество Христово. – 2020, № 12.

Консультации специалистов, учителей-методистов

Дистанционное обучение. Информационные технологии

Васильева И.Н., Тихоновецкая И.П. Дистанционное обучение школьников. – 2020, № 11.

Рыбак Л.А. Stepik – платформа для организации дистанционного обучения. – 2020, № 6.

Тихоновецкая И.П. Электронная платформа ClassDojo – 2021, № 7.

Тихоновецкая И.П. Соre – конструктор интерактивных уроков. – 2020, № 7.

Пчельник Е.В. Использование чат-бота в образовании. – 2020, № 9.

Информационные технологии в образовательном процессе. – 2019–2021 (ежемесячный вкладыш «Университет педагогического самообразования»).

Организация образовательного процесса

Тиринова, О.И., Кузнецова Л.Ф. Домашние задания: работаем без перегрузки учащихся. – 2019, № 1.

Шилова Е.С. Повышение эффективности организации и выполнения домашних заданий младшими школьниками. – 2019, № 1.

Лукашенко С.Э. Разноуровневая цель как основа объективного оценивания. – 2020, № 1.

Яцкевич М.В. Тайм-менеджмент в I классе: как за 35 минут урока всё успеть? – 2021, № 8.

Ведение документации

Лочмелис М.В. Образцы оформления заданий на уроках математики. – 2021, № 8.

Одновол Л.А. Образцы оформления заданий на уроках русского (белорусского) языка. – 2021, № 8.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Горбунова М.Б. Реализация принципа доступности при организации исследовательской деятельности учащихся. – 2019, № 5.

Методика преподавания учебных предметов

Русский язык. Беларуская мова

Трофимович Т.Г. Сопоставительный курс русского и белорусского языков – учителю начальных классов. Белорусско-русские соответствия (2020, № 3). Звуковые системы русского и белорусского языков в сравнительносопоставительном аспекте (2020, № 5). Графические системы русского и белорусского языков (2020, № 6). Фразеологические составы русского и белорусского языков в сопоставительном рассмотрении (2020, № 9). Нормы ударения в русском и белорусском языках: сравнительно-сопоставительный аспект (2020, № 10).

Трофимович Т.Г., Король К.В. Типичные произносительные ошибки в русской речи белорусов и возможности их предупреждения и коррекции. – 2021, № 2.

Качан В.Г. Да праблем кадыфікацыі сінтаксічных варыянтаў: падабны да ці падобны на. – 2020, № 11.

Жданович Н.В. Изучение состава слова в начальных классах: трудности морфемного разбора и словообразовательного анализа. – 2020, № 8.

Антонович Н.М., Лапкина Я.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся в процессе закрепления навыка правописания словарных слов во II–IV классах. – 2020, № 9.

Марукевич Л.С. Формирование грамматических понятий на уроках русского языка через проблемное обучение. – 2021, № 4.

Литературное чтение. Літаратурнае чытанне

Трофимовч Т.Г. Выразительное чтение в системе начального филологического образования. – 2020, № 4.

Жуковіч М.В. Арганізацыя ўрокаў пазакласнага чытання ў ІІ–ІV класах. – 2020, № 9.

Угляница О.Н. Учить стихи? Легко! Мнемотаблицы спешат на помощь. – 2021, № 4.

Человек и мир. Мая Радзіма – Беларусь

Угляница О.Н. Как сделать процесс наблюдения за объектами природы увелекательным и познавательным. – 2020, № 12.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся

Примерные контрольные работы:

по итогам первого полугодия. – 2020–2021, № 10.

по итогам обучения за год. – 2020–2022, № 3.

Тиринова О.И. Обучение грамоте. Комплексные проверочные работы. Диагностические материалы по обучению грамоте для оценки сформированности личностных и метапредметных компетенций учащихся. – 2020, № 4. Комбинированная проверочная работа по обучению грамоте (чтение и письмо). – 2021, № 3.

Новые технологии обучения

Базыльчик И.М., Свистунова О.В., Гаврилюк М.Н. Активные методы и приёмы организации учебного взаимодействия (шестиугольное обучение, кроссенс): деловая игра. – 2020, № 1.

Тихончук Т.А. Квесты как средство формирования информационной грамотности учащихся: мастер-класс. – 2020, № 2.

Авсюк Л.А. Использование приёма «Гексы» для формирования универсальных учебных действий. – 2020, № 7.

Локис С.И. и др. Интерактивные «шестиугольники». – 2020, № 10.

Яковчик Е.М. «Пчелиная» технология или технология шестиугольного обучения как эффективное средство визуализации учебного материала. – 2020, № 10.

Недбас А.Н. Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления. – 2020, № 12.

Шилова Е.С. Обучение в команде: реализация технологии обучения в сотрудничестве. Закрепление изученного материала на уроках математики в III классе (2020, № 11). Турниры на уроках математики в III классе (2021, № 2). Технологии «Пила» и «Пила-2» на уроках математики в ІV классе (2021, № 3).

Шилова Е.С. Интерактивные методы обучения. «Волшебные станции» на уроках русского языка в III классе (2020, № 12). «Творческие перекрёстные команды» на уроках литературного чтения в III классе (2021, № 4). «Аквариум» на уроках «Человек и мир» в III классе (2021, № 5). «30 секунд говорения» на уроках математики в III классе (2021, № 5). «Спроси команду знатоков» на уроках русского языка в III классе (2021, № 6).

Работа с родителями

Шилова Е.С. Учитель – родители: официальные (деловые) отношения. – 2018, № 1–3, 6.

Гудач С.В. Формирование у детей интереса к чтению. – 2018, № 10.

Ковальчук Н.Н. Как помочь детям стать внимательнее. – 2019, № 5.

Анисечкова Н.Л. Родительское собрание с использованием элементов активной оценки. – 2019, № 10.

Пустошило Е.В. и др. Портфель первоклассника (2020, № 9). Личная готовность детей к школе (2020, № 11).

Баранова Л.И. Вырастить мужчину! Особенности воспитания мальчиков. – 2020, № 11.

Шихель Т.А. Игра – дело важное. – 2020, № 11.

Пустошило Е.В. Школа домовитых родителей. – 2021, № 4.

Долотова В.С. Как научить ребёнка экономить воду? – 2021, № 5.

Чепелова Т.В. Папа, мама, я – бережливая семья. – 2021, № 5.

Шилова Е.С. Кризис 7 лет. Родительское собрание в форме мирового кафе. – 2021, № 9.