Умножение числа 1 и на 1
Математика. III класс
Часть 2
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся смогут выполнять умножение числа 1 и на 1.
Задачи:
- обеспечить усвоение учащимися правила умножения числа 1 на число и числа на 1;
- организовать ситуации для отработки умений решать задачи;
- способствовать развитию рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся; внимания, умения рассуждать, навыков группового взаимодействия;
- создать условия для воспитания интереса к творчеству А. Милна, дружелюбных отношений в классном коллективе.
Прогнозируемый результат: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут выполнять умножение числа 1 и на 1, дети успешно выполнят тест «Умножение числа 1 и на 1».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение урока: учебное пособие «Математика. 3 класс» (Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан, Минск, 2013); мультимедийная презентация к интерактивной доске, музыка из мультипликационного фильма «Винни Пух», аудиозапись «Вальс цветов» (П. И. Чайковский); карточки для работы в паре, в группах; изображения сказочных героев; оценочные листы.
І. Организационный этап.
Дети стоят возле парт и под произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов» выполняют движения, которые показывает учащаяся (слайды 1, 2).
— Доброе утро, дети! Я хочу пожелать вам прекрасного настроения, чтобы сегодня на уроке вы раскрылись, как эти прекрасные цветы, проявили свои знания, умение работать дружно и творчески. Сейчас я вам задам несколько вопросов, на которые вы будете хором отвечать «да» или «нет», только будьте очень внимательны:
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья? (Да.)
Дети, вам тепло? (Да.)
В классе светло? (Да.)
Прозвенел звонок? (Да.)
Уже закончился урок? (Нет.)
Только начался урок? (Да.)
Хотим учиться? (Да.)
Значит, надо нам трудиться? (Да.)
ІІ . Проверка домашнего задания.
— Сейчас проверим домашнее задание. На электронную почту вы получили ссылку (http://LearningApps.org/406509). Используя ресурсы сайта LearningApps.org., в режиме online вы дома решали примеры на умножение, собирая картинку из пазлов. Заданием было таким — нарисовать героев произведения, которые изображены на этой мозаике. Как называется это произведение? (Произведение «Винни Пух и все-все-все».) Кто его автор? (Алан Милн.) (Слайд 3.)
— Прикрепите свои рисунки на доску.
Дети выходят и прикрепляют свои рисунки на доску. Учитель обращает внимание детей на то, какие замечательные рисунки у них получились, интересуется, что было сложным при выполнении домашнего задания.
— У каждого из вас на парте лежат оценочные листы (приложение 1), которые мы будем заполнять на протяжении урока. Если вы нарисовали рисунок, то в первый столбик поставьте 2 балла.
III. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
— Продолжает наш урок устный счёт. Ответьте на вопросы викторины.
Открывается online-викторина по ссылке http://LearningApps.org/1150194. Учащиеся выходят к интерактивной доске, читают вопрос и выбирают правильный ответ (слайд 4) (рис. 1).
— Продемонстрировать ваше знание таблицы умножения поможет следующее задание по ссылке http://LearningApps.org/762307.

Рис. 1
Учащиеся соотносят пример с ответом, собирают пазл (слайд 5) (рис. 2).

Рис. 2
2. Чистописание.
— Открываем тетради, записываем дату и слова «Классная работа». Сегодня для чистописания мы берём число, соответствующее количеству языков, на которые было переведено произведение Алана Милна. Кто догадался, вспомнил из урока русской литературы, о каком числе идёт речь? (Число 25.)
(Слайд 6.) Прописывание числа в тетрадях.
3. Работа в парах.
— Чтобы узнать, как звали любимую детьми медведицу Лондонского зоопарка, которой поставили памятник за то, что она помогла появиться на свет воображаемому существу Винни Пуху, вам необходимо найти значения числовых выражений. В результате правильной работы вы получите кличку медведицы (приложение 2). (Слайды 7, 8.)
— Какое слово получилось? (Винни.) А вторая часть к имени — Пух — была взята у лебедя Пуха из того же Лондонского зоопарка. Если вы выполнили данное задание, то заработали ещё 2 балла. Прочтите последнее числовое выражение
9 · 1 = 9
— Какое правило вам помогло решить его? Что помогло вам сделать это открытие? (Просмотренное дома видео по ссылке http://interneturok.ru/ru/ school/matematika/3-klass/tema/umnozhenie-na-1-i-na-0?seconds=0.) (Рис. 3.)
4. Вывод правила умножения.
— Знаю, что вы подготовили памятки. Покажите их и озвучьте правила.
Дети выходят к доске, демонстрируют свои памятки и озвучивают правила. Учитель обобщает ответы учащихся, совместно со всеми озвучивает правило, которое учащиеся произносят хором.
— За выполнение этого задания вы получаете 2 балла.

Рис. 3
IV. Целеполагание.
— Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся.) Какие задачи вы можете определить для себя на урок? (Ответы учащихся учитель фиксирует на интерактивной доске.) (Слайд 9.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Отработка правила умножения.
— Давайте применим выведенное правило умножения. Для этого предлагаю выполнить задание № 1 на странице 92 учебника самостоятельно. Кто испытывает трудности, тот сигнализирует мне соответствующей карточкой.
Три учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках (приложение 3).
Осуществляется взаимопроверка по слайду 10, а учащихся, которые получили индивидуальное задание, проверяет учитель.
Физкультурная минутка.
— На уроке литературного чтения вы сами придумывали зарядку под песенки Винни Пуха. Предлагаю отдохнуть.
Дети читают свои стихи и сопровождают их движениями под мелодию из мультипликационного фильма про Винни Пуха. (Слайд 11.)
Вини Пух гулять пошёл.
Шишку классную нашёл.
У пчёл мёда он поел.
И с друзьями песни спел.
С осликом Иа поспорил.
С Пятачком купался в море.
2. Работа в группах.
— Скажите, а каким другом был Винни Пух? Много ли у него было друзей? Во время работы в группе будьте не только хорошими математиками, но и хорошими друзьями: умейте выслушать друг друга. А поделиться на группы вам помогут картинки, которые прикреплены к спинке вашего стульчика (приложение 4).
1–3-я группы решают задачи на листах, 4-я группа решает задачу на интерактивной доске (приложение 5).
Учащиеся озвучивают результаты работы в группах, сверяют со слайдами 12–15.
— За правильную работу в группах вы получаете 2 балла.
VI. Контроль и самоконтроль.
— А теперь пришло время проверить, как вы усвоили правило умножения числа 1 на 1. Для этого мы выполним небольшой тест (приложение 6).
(Осуществляется самопроверка по слайду 16.)
VII. Итоги урока, рефлексия.
— Незаметно урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к определённым вами задачам и проверим, все ли были достигнуты. Какие задания вызвали у вас сомнения? Что получилось лучше всего? Что помогло вам лучше усвоить материал урока? (Ответы учащихся.) — На экране вы видите красивые яркие цветы. Если у вас хорошее настроение и вы научились умножать число на 1, то подарите Винни Пуху красный цветок, если вы считаете, что у вас что-то не получилось — жёлтый цветок, если у вас грустное настроение — синий цветок (слайд 17).
— Подсчитайте баллы в оценочных листах. Переведите их в отметку за урок.
Учащиеся озвучивают свои результаты, учитель благодарит за работу на уроке.