Задания для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Человек и мир»
II и III классы
II КЛАСС
Природа вокруг тебя.
Как животные влияют на неживую природу?
Может ли существовать неживая природа без живой природы? А живая природа без неживой?
Какой вывод можно сделать?
Человек посадил дерево своими руками. Это дерево — природа или нет? Почему ты так думаешь?
Строение растений.
Если бы у растений не было корней, то… Опиши последствия.
Может ли растение потреблять воду и дышать только листьями, а не корнями?
Могут на одном растении быть одновременно и цветы и плоды? Почему?
Может ли растение быть с семенами, но без плодов?
В учебнике написано, что большинство растений имеют корни, стебель, листья, цветы. Назови растения, которые не имеют одной из этих частей.
Разнообразие растений.
Как узнать: карликовая берёза — это дерево или трава?
Можно ли сказать, что бамбук — это дерево, потому что он очень высокий?
В Африке растёт баньян, у которого очень много стволов. Но это дерево, а не куст, почему?
Есть ли сорняки в лесу? Почему ты так думаешь?
Можно ли сказать, что сорняки полезные, если их семенами питаются птицы?
Культурные растения огорода и сада.
Есть ли в природе культурные растения?
Как человек сделал дикие растения культурными?
Зачем человек много трудится в саду, ведь в природе плоды на деревьях созревают сами?
Как люди узнали о пользе овощей и фруктов?
Могут ли овощи и фрукты быть вредными для человека? Когда?
Дикорастущие деревья и кустарники.
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели не отмирают?
Как узнать, какие именно части сосны выделяют вещества, убивающие микробов?
Ель и сосна имеют больше признаков сходства или отличия?
Предположи, почему дуб и орешник растут рядом. Проверь своё предположение.
Как кабаны и мыши питаются орехами, они же не умеют лазить по деревьям, как белки?
Можно ли узнать ель, сосну, липу и орех с закрытыми глазами? По каким признакам?
Почему многие птицы гнездятся в кустарниках, а не на деревьях?
Почему в старину для письма люди использовали именно кору берёзы?
Лекарственные растения.
Почему подорожник называют другом путешественников?
Как проверить, что быстрее заживляет раны: подорожник или тысячелистник?
Предположи, почему зверобой так называется. Проверь свою догадку.
Можно ли людям обойтись без лекарств, используя только лекарственные растения?
Ядовитые растения.
Зачем нужно знать ядовитые растения?
Можно ли дать такой совет «Незнакомые растения трогать нельзя!»? Почему?
Для чего в природе существуют ядовитые растения?
Что нужно делать, если вдруг отравился ядовитыми ягодами?
Значение и охрана растений.
Придумай опыт, чтобы доказать, что растения задерживают шум.
Может быть, чтобы люди не рвали цветы, нужно запретить ходить в лес и на луг?
Растения Красной книги Республики Беларусь.
Почему в каждой стране своя Красная книга?
Как ты думаешь, заносят ли в Красную книгу ядовитые растения, почему?
Что могут сделать школьники для сохранения редких растений?
Грибы.
Почему грибы относятся к особой группе живых организмов? Почему их нельзя назвать растениями или животными?
Почему детям нужно собирать грибы только вместе со взрослыми?
Почему грибы нужно срезать, а не срывать?
Как узнать размеры грибницы?
Воздух и жизнь.
Можно ли «увидеть» воздух? Как?
Как люди узнали, сколько времени человек может прожить без воздуха?
Что важнее для растения: воздух или вода? Как это можно проверить?
Облака — это воздух или нет? Почему ты так думаешь?
Что бы изменилось в жизни растений, животных, человека, если бы не стало ветра?
Чистый воздух — залог здоровья.
Почему зимой воздух чище, чем летом, хотя зелёных растений нет?
Придумай, как проверить, что в непроветриваемом помещении воздух загрязняется.
Что принесёт больше пользы: сидеть дома возле комнатного растения или гулять по оживлённой улице? Почему ты так думаешь?
Мы знаем, что комнатные растения тоже дышат. Значит, когда в доме есть цветы, они отнимают воздух у человека?
Почему говорят, что комнатные растения увлажняют воздух? Как это можно проверить?
Азбука питания.
Есть ли польза от сладостей или только вред?
Может быть, чтобы пища лучше усваивалась, её нужно сразу готовить протёртой?
Нужно ли взрослым употреблять пищу, богатую белками, если они уже не растут?
Почему жирная пища вредная?
Почему крепкий чай и кофе для детей вредные, а для взрослых — нет?
Как люди узнали, что бывают вредные продукты?
Существуют ли продукты, которые сохраняют свою полезность даже при чрезмерном употребелении?
Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях, травмах.
На какие группы можно разделить травмы?
Можно ли избежать травм, когда только учишься кататься на велосипеде или скейтборде? Как?
Что делать, если ты поранился в лесу, где нет чистой воды и мыла, зелёнки и бинта?
Почему при переломе руке или ноге нужен покой? Зачем их нужно привязывать к дощечке? Почему нельзя просто спокойно лежать и ждать врача?
Ожоги каких частей тела могут чаще всего получить дети? Какие ожоги самые опасные?
Можно ли получить травму, катаясь в парке или на стадионе? Как её можно предотвратить?
III КЛАСС
Ориентирование на местности
Горизонт.
Зачем люди придумали название для воображаемой линии?
Где «больше» линия горизонта: в открытом поле или в открытом море? Почему?
Как можно измерить, на каком расстоянии находится линия горизонта, если она воображаемая? Предложи эксперименты.
Можно ли увидеть линию горизонта в крупном городе? Как?
Придумай загадки про горизонт.
Стороны горизонта.
Найди информацию, почему стороны горизонта именно так называются. Как называются стороны горизонта на белорусском языке? Почему?
Зачем нужны промежуточные стороны горизонта?
Людям каких профессий необходимо уметь ориентироваться на местности?
Почему надо уметь ориентироваться?
Как можно найти дорогу домой, если не умеешь ориентироваться?
Какие предметы могут быть ориентирами, а какие не могут? Почему?
Почему полдень — это 13 часов, а не 12 часов?
Проведи исследование, чтобы доказать, что полуденная тень самая короткая. Дай объяснение, почему это именно так.
Как можно легко запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу?
Какая самая главная часть компаса? Без какой части компаса в случае поломки можно обойтись?
Зачем нужен предохранитель?
Найди информацию, как компас «узнаёт», где находится север.
Проведи исследование, как влияет магнит на стрелку компаса.
Почему ветки и кора деревьев, мхи, склоны муравейников с разных сторон отличаются? Как можно проверить эту гипотезу?
Предположи, существуют ли местные природные признаки, чтобы сориентироваться на местности в Африке? На Крайнем Севере? Почему?
Какие местные признаки самые «надёжные»? Как это можно проверить?
Придумай задачу на ориентирование для одноклассников.
Земля на глобусе и карте
Глобус — модель Земли.
Почему люди решили, что Земля плоская и на чём-то держится?
Как люди до космических путешествий узнали, что Земля имеет форму шара?
Для чего люди придумали глобус?
Сочини загадку про экватор.
Придумай, как можно посчитать, сколько времени понадобится, чтобы обойти Землю по экватору.
Карта. Физическая карта полушарий.
Сравни карту и глобус: чем они похожи, чем отличаются. Когда удобнее пользоваться картой, когда — глобусом?
Назови, какие условные знаки есть на карте полушарий в учебнике.
Рассмотри физическую карту полушарий в учебнике. Можно ли сказать, что восточное полушарие больше западного? Почему так изобразили?
Можно ли сказать, что на Земле находятся два Тихих океана, две Антарктиды и т. д.?
Для чего на карте есть особые линии? Зачем они нужны?
Нарисуй карту фантастической планеты. Придумай свои условные знаки.
Материки и океаны.
Почему участки воды окрашены разными оттенками голубого цвета. Как можно проверить это предположение?
Как можно узнать толщину льда?
Как изменилась бы жизнь людей, если бы океанами и морями стало бы «нельзя «пользоваться»?
Как быстро можно запомнить расположение и название материков?
Почему Африка — самый жаркий материк?
Почему Антарктиду называют материком? Может быть, это просто замёрзший океан?
Найди информацию про затонувший материк Атлантиду. Почему это легенда?
Узнай, какие интересные звери живут на разных материках.
Предположи, почему люди на всех материках внешне достаточно похожи, а мир животных очень отличается?
Формы земной поверхности
Равнины.
Почему на Земле существуют возвышения и понижения?
Предположи, что появилось раньше: горы или равнины. Как это можно проверить?
Горы.
Чем похожи и чем отличаются холмы и горы?
Могут ли холмы быть покрыты снегом и ледниками? Почему?
Как можно измерить высоту холма или горы?
Почему гора Джомолунгма имеет два названия?
Путешествие по родной стране.
Что хорошего и что плохого в путешествии «не выходя из класса»?
Если сравнить две карты в учебнике, то получается, что Беларусь больше всего восточного полушария. Как такое стало возможно?
Почему в задании сказано: «Найди на карте свой населённый пункт» с уточнением «примерно»? В каких случаях населённый пункт на карте можно найти точно?
Низменности и возвышенности.
Как ты считаешь, может быть для увеличения природных богатств нашей страны нужно все возвышенности «выровнять»?
Вода в природе.
Водные богатства нашей страны
Река и озеро.
Сравни реку и озеро: чем они похожи, чем отличаются.
Почему начало реки называется исток?
Маленькие реки называются не только притоками, но ещё и «рукавами». Почему?
Может ли быть река без истока? Без притоков? Без устья? Докажи.
Относятся ли болота к водным богатствам нашей страны? Почему ты так считаешь?
Может ли озеро превратиться в болото? А наоборот? Как можно проверить это предположение?
Реки Республики Беларусь.
Почему Днепр назвали самой большой рекой, если на карте Припять длиннее Днепра?
Почему для сохранения водоёмов нельзя мусор оставлять на берегу?
Придумай и нарисуй плакат в защиту водоёмов.
Полезные ископаемые
Песок и глина.
Если лужа быстро исчезла, значит, почва была песчаная или глинистая?
Предположи, почему песок и глина бывают разного цвета.
Найди информацию, как люди узнали, что из песка можно получить стекло.
Песок — это «бывшая» гора. А как появилась глина?
Торф.
Почему в учебнике торф изобразили рядом с болотом?
Почему из торфа делают брикеты? (См. рисунок)
Можно ли сказать, что торф — это «коричневое» золото?
Нефть.
Как можно доказать, что нефть выделяет больше тепла, чем торф?
Почему придумали для нефти именно такой условный знак?
Найди информацию, как устраняют последствия аварии, когда нефть оказывается на поверхности моря или океана.
Богатства недр родной земли.
Можно ли сказать, что везде, где добывают соли, раньше были моря? Почему?
Почему пищевая соль имеет несколько названий (поваренная, каменная)?
Предположи, от чего зависит месторождение полезных ископаемых (почему в разных местах они отличаются).
Придумай загадки про полезные ископаемые.
Почему говорят «полезные ископаемые», разве бывают «бесполезные»?
Предположи, пользовались ли первобытные люди полезными ископаемыми? Смогут ли люди в будущем обойтись без полезных ископаемых?
Как использование отходов помогает беречь полезные ископаемые?